Композитные и полимерные трубы в нефтегазовой отрасли: ключевые события и тренды
Представляем дайджест отраслевых новостей по применению композитных и гибких полимерных труб (ГПА) в нефтегазовой отрасли. Материалы охватывают рынок РФ и международный опыт внедрения современных трубопроводных решений.
- На рубеже 2025–2035 гг. ожидается активное внедрение «умных» труб с встроенными IoT-датчиками для мониторинга расхода, давления и утечек в режиме онлайн. Современные разработки включают самовосстанавливающиеся полимерные материалы, экологичные составы труб (recyclable PE, низкоуглеродные производства) и цифровое моделирование систем.
- Рынок ГПА-труб растет. По оценкам специалистов, доля гибких полимерно-армированных труб в глобальной нефтегазовой инфраструктуре может вырасти до ~25% к 2025 г. (с 1,5% в 2015 и 6% в 2020). В России эта доля сейчас не превышает 3%, при этом до 90% ГПАТ импортируется.
- СИБУР предложил применение ПАТ в нефтегазе. На отраслевом форуме компания СИБУР представила предложение использования полимерно-армированных труб для борьбы с коррозией на промысловых трассах - технология вызвала положительный резонанс у промышленников и экспертов рынка.
- Полимеры vs мерзлота: российские исследования.
В журнале «Нефтегаз» опубликовано исследование по применению композитов в магистральных нефтепроводах, проложенных через многолетнемёрзлые грунты. Утверждается, что полиэтиленовые трубы демонстрируют высокую химическую стойкость.
- Комбинированные трубы в СНГ: практический опыт.
«Энергомаш-ВТС» в РФ выпускает гибкие полимерно-армированные трубы до 180 атм, выдерживающие температуры от –60 °C до +60 °C и агрессивные среды, что востребовано для ремонтных и эксплуатационных задач.
- Пултрузионные композиты в нефтегазовой инфраструктуре.
По металлическим материалом накоплен достаточный опыт испытаний и оценки ресурса, испытательная база композитов и оценки ресурса ПКМ пока не совершенна, поэтому в статье рассматриваются нюансы при (ПКМ), а также описаны подходы к оценке ресурса ПКМ.
- Композиты для трубопроводов в условиях CO-коррозии. По данным исследования Metals (MDPI, 2021), использование полимерных и композиционных материалов в трубах может значительно снизить скорость коррозии при транспортировке CO₂-содержащих флюиды. Авторы подчеркивают перспективность гибридных конструкций, сочетающих металлический каркас и полимерную облицовку, для повышения срока службы оборудования. Спустя время остаётся лишь задуматься: а реализовался ли этот прогноз?
Статья с конференции SPE ADIP 2024 представляет инновационные полимерные композиты для морских месторождений. Авторы исследуют стойкость к агрессивным средам и экстремальным нагрузкам, предлагая решения для Арктики и шельфа.